Экзаменационные вопросы
1. БЖД, определение, цели и задачи, связь с другими предметами.
5. Объединяющее значение для организма нервной и
эндокринной систем.
6. Пульс, его характеристики, понятие о норме,
изменения при травмах и заболеваниях.
7. Острые сосудистые нарушения: обморок,
коллапс, шок, их проявление и первая помощь.
9. Физиология труда, определение, задачи. Роль
анализаторов в процессе труда и в адаптации в окружающей среде.
10. Понятие об иммунитете. Факторы, его
повышающие и понижающие. Создание искусственного иммунитета, профилактические
прививки.
11. Понятие о работоспособности, утомлении,
усталости. Классификация трудовой деятельности и ее нормирование.
12. Артериальное давление, его показатели,
понятие о норме, изменения при травмах и заболеваниях.
15. Адаптация сердечно-сосудистой системы,
системы крови, системы дыхания, системы пищеварения к целенаправленной
деятельности.
30. Ушибы мягких тканей, растяжения и разрывы
связок, вывихи, особенности первой помощи.
32. Синдром длительного сдавливания, клиническое
проявление, первая помощь.
37. Стихийные явления гидрометеорологического
происхождения характерные для Ярославской области. Действия населения при этих
стихийных бедствиях.
38. Сотрясение головного мозга, клинические
проявления, первая помощь.
40. Отморожение и замерзание, клинические
проявления, первая помощь.
42. Ожоги, их виды, факторы
определяющие тяжесть больного, клиническая картина, первая помощь, профилактика
осложнений.
44. Примерное содержание домашней аптечки.
Современные дезинфицирующие средства.
50. Понятие о наркомании, ее вредном воздействии на организм и
профилактике.
52. Понятие о табакокурении, его вредном воздействии на организм и
профилактике.
56. Структура и задачи МЧС РФ, областных комиссий
ГО ЧС. Законодательные основы их
деятельности. Задачи штабов ГО
учреждений и предприятий.
59. Опасности при авариях на радиационных
объектах. Поведение населения при появлении радиоактивных осадков.
61. Основные принципы защиты от облучения. Первая
медицинская помощь при опасности лучевых поражений.
63. Последовательность спасательных и неотложных
аварийно-восстановительных работах в очаге
радиационного поражения.
69. Очаг и зоны химического заражения. Влияние на
них метеорологических условий. Оценка
химического загрязнения местности.
70. Пожаробезопасность в квартире и безопасность при эксплуатации
бытового природного газа. Порядок действия населения при пожаре.
71. Особенности спасательных и неотложных
аварийно-восстановительных работах в
очаге химического поражения.
Вопросы
к лабораторным занятиям.
2
Занятие.
1. Какие слои кожи Вам известны?
2. Назовите основные функции кожи ?
3.Какие производные кожи Вы знает?
4.Назовите виды кожной чувствительности.
5.По каким критериям
характеризующим кожу оценивают состояние больного? Какие могут
быть
нарушения при этом? Термометрия тела человека. Понятие о демеркуризации.
6.Что такое асептика и антисептика?
7.Назовите методы и приемы необходимые для их
обеспечения.
8.Какие виды раневой инфекции Вы знаете? Назовите
мероприятия по их профилактике.
9. Назовите известные вам дезенфицирующие
растворы и наиболее распространенные
антисептические
средства?
10.Какие способы введения лекарственных средств
Вам известны?
11.Какие способы инъекций Вы знаете?Назовите их особенности (длина и диаметр игл,
размеры
шприцов,
количество вводимой жидкости).
12.Какие осложнения бывают при инъекциях и
мероприятия по их профилактике?
13.Что такое капельное введение лекарств? Особенности этого метода?
14.В чем преимущество катетеризации сосудов?
15.Назовите преимущества и недостатки одноразовых шприцов?
3
Занятие.
1.Расскажите о строении сердца. Как называют
сосуды идущие к сердцу? от сердца?
2.Что такое капилляр, венула,
артериола?
3. Какие Вы знаете круги кровообращения? Где они
начинаются и заканчиваются?
4. Назовите факторы, обеспечивающие движение
крови по сосудам?
5. Что такое пульс? Какие параметры его
характеризуют? Какие Вы знаете нарушения пульса?
6. Почему сердце сокращается?. Какие
звуковые явления сопровождают деятельность сердца?
Где их
можно выслушать?
7. Что такое артериальное давление? Какие Вы
знаете способы его измерения?
8. Что такое систолическое, диастолическое
и пульсовое давление?
9. Какие факторы влияют на величину артериального
давления?
10. Какое артериальное давление считают
нормальным?
11. Какие известны нарушения артериального
давления?
12. Что такое кровотечение? Назовите их виды.
13.В чем особенности медицинской помощи при
каждом из них?
14. Сколько крови надо потерять, чтобы погибнуть?
15. Укажите точки пальцевого прижатия сосудов.
16.Назовите правила наложения жгута.
17.Что такое закрутка? Техника применения.
18.Как выполнить максимальное сгибание конечности
для остановки кровотечения?
19.Чем можно помочь при внутреннем кровотечении?
Его симптомы?
4
Занятие.
1.Назовите возможные закрытые повреждения
тела, их симптомы и первую медицинскую
помощь
при каждом из них.
2.Что такое рана? Назовите виды ран.
3.Что такое раневая инфекция? Назовите ее
возможные исходы.
4.Перечислите последовательность мероприятий
медицинской помощи при ранении.
5.Что такое осложненная рана?
6.Что такое стерильная повязка?
7.Назовите мероприятия асептики и антисептики
при оказании медицинской помощи
раненым.
8.Что такое десмургия?
9.Назовите виды основных бинтовых повязок.
10.В чем их особенности при наложении на
различные части тела?
11.Назовите правила пользования индивидуальным
перевязочным пакетом (ИПП)
12.Какие Вы знаете виды косыночных повязок?
13. Какие Вы знаете виды пращевидных
повязок?
14.Виды
ожогов, их степени.
15. От чего зависит тяжесть состояния ожогового
больного ?
16. Как определить площадь поражения?
17. Осложнения ожогов, понятие об ожоговой болезни.
18. Первая помощь при ожогах.
5
Занятие.
1.Что такое перелом кости?
2.Назовите виды переломов.
3.Какие Вы знаете особенности
возрастных переломов?
4.Возможные осложнения
переломов
5.Назовите места наиболее
типичных переломов, симптомы и особенности медицинской
помощи при каждом из них.
6.Механизм переломов.
7.Что такое шина Дитерихса?
Крамера? Подручные средства?
8.Чем отличается транспортная
иммобилизация от лечебной?
9.Особенности иммобилизации
позвоночника, конечностей, грудной клетки, таза, головы.
6
Занятие.
1.Назовите образования, относящиеся к центральной
нервной системе.
2. Назовите образования, относящиеся к
периферической нервной системе
3.Назовите нарушения в деятельности центральной
нервной системы.
4.Назовите приемы, позволяющие определить
нарушение функций зрительного и слухового
анализаторов.
5.Какие вы знаете нарушения функций
периферической нервной системы?
6.Какие Вы знаете терминальные состояния? их
признаки?
7.Назовите ранние признаки смерти.
8.Назовите этапы сердечно-легочной реанимации и
их особенности.
9 Причины, создающие препятствия дыханию. Помощь
при этом. Способы удаления
инородного
тела из дыхательных путей.
10. Причины, вызывающие гипоксию, и меры борьбы с
ней.
11. Как изменить позу пострадавшему и снять с
него одежду.
12.Какая информация о пострадавшем потребуется
медикам
13.Назовите наиболее типичные ошибки
реаниматоров.
14.Как оценить эффективность реанимационных
мероприятий? Как долго продолжают
реанимацию?
15.Назовите поздние признаки смерти.
16.Когда и как можно брать органы для
трансплантации.
17.Электротравма, особенности реанимации.
18.Утопление, особенности реанимации.
19.Укусы ядовитых животных, первая помощь.
20.Отравления, первая помощь.
11
Занятие.
1. Дать понятие о радиоактивности, единицы ее измерения.
2.Что такое радионуклид, основные радионуклиды, образующиеся в результате
ядерного взрыва. Их
атомная масса, период полураспада.
3.Дать характеристики альфа, бета, гамма
лучей по ионизирующей
активности и проникающей
способности.
4.Назвать материалы экранирующие от ионизирующей
радиации. Что такое толщина слоя
половинного ослабления?
5.Радиационный фон и его компоненты. Последствия превышения естественного
радиоактивного
фона.
6.Дать определение и назвать единицы измерения доз: поглощенной, эквивалентной, коллективной,
экспозиционной.
7.Механизм действия ионизирующего излучения на
организм человека. Понятие о критическом
органе.
8.Эффекты воздействия радиации на человека: смерть, ОЛБ, мутации половых
и соматических клеток.
9.Что такое общее, внешние и локальные облучения; внутренние облучение.
10.Понятие допустимых доз облучения и изменение работоспособности при
них.
11.Первая медицинская помощь при облучении. Профилактика последствий
облучения.
12.Понятие об оружии массового поражения:
а) ядерное и термоядерное;
б) химическое;
в) биологическое.
13.Биологическое оружие: Понятие об особо опасных инфекциях,
характеристики очага
бактериального заражения. Понятие о карантине, обсервации,
эпидемии, пандемии. Способы
защиты.
12
Занятие.
1.Способы индикации и регистрации ионизирующих
излучений.
2. Устройство счетчика Гейгера и принципы работы современных
дозиметрических приборов.
3.Устройство и порядок работы рентгенометра-радиометра ДП-5В, ДП-3Б, индивидуальных
дозиметров ДП-22В, ДП-24, ИД-1 и
бытовых дозиметров- РКСБ - 104, “Белла”.
4. Очаг и зоны радиационного заражения, безопасные уровни загрязнения радионуклидами.
5. Аварии на радиационно-опасных обьектах.
6. Методы проведения радиационной разведки на местности.
7.Назвать опасные уровни загрязнения радионуклеидами.
8.Ядерное, термоядерное и нейтронное оружие. Характеристики его и
поражающих факторов: ударная волна, световое излучение,
электромагнитный импульс, проникающая
радиация и радиактивное загрязнение
местности.
13
Занятие.
1.Понятие о химических средствах поражения (БОВ), их физиологическая
классификация, пути проникновения в организм и механизм действия. Средства
доставки.
2.Физико-химические свойства БОВ.
3.Очаг и зоны химического поражения и влияние на них метеорологических
факторов.
Стойкость отравляющих веществ.
4. Средства и методы проведения химической разведки, её задачи.
Стационарные посты визуального наблюдения.
5.Назначение, устройство и порядок работы с ВПХР. Особенности работы с
пробами воздуха и грунта.ОВ,
которые он идентифицирует, их опасные концентрации.
6. Правила поведения и действия населения в очаге химического поражения.
7.медицинские средства защита от ФОВ.
8.Индикация АХОВ на предприятиях.
9. АХОВ актуальные
для ярославцев. Сильно-действующие
ядовитые вещества.
10. Понятие о токсинах и фитотоксикантах. Значение их в мирное и военное время.
ВПХР и его возможности ( индикация, определение.
концентрация).
11.Индивидуальное газовое оружие самообороны.
14
занятие
1.Защита и классификация её средств: инженерные, химические, медицинские, тактические, индивидуальные.
2.Эвакуация и рассредоточение.
3.Простейшие средства защиты на местности.
4.Коллективные инженерные средства защиты: бомбоубежища,
противорадиационные, противохимические и противобактериальные укрытия.
5.Табельные индивидуальные средства защиты органов дыхания: противогазы и
респираторы. Принципы работы, правила подбора и работы.
защитная мощность противогаза.
6.Табельные индивидуальные средства защиты кожи – ОЗК Правила его
одевания. КДЗ.
7.Нетабельные средства защиты органов дыхания и кожи.
8.Медицинские средства защиты. Индивидуальная аптечка АИ-2.
9.ИПП-8, ДПС-1 и способы их применения.
10.Санитарная обработка (полная и неполная):дегазация,
дезактивация, дезинфекция, дезинсекция. Требования к площадке для санобработки.
11.Защита продуктов, воды, жилья и материальных ценностей при ЧС.
Коллоквиум №1.
1.
Какие слои
кожи Вам известны?
2.
Назовите
основные функции кожи?
3.
Какие
производные кожи Вы знает?
4.
Назовите
виды кожной чувствительности.
5.
По каким критериям характеризующим кожу оценивают состояние больного?
Какие могут быть нарушения при этом? Термометрия тела человека. Понятие о демеркуризации.
6.
Что такое
асептика и антисептика?
7.
Назовите
методы и приемы необходимые для их обеспечения.
8.
Какие виды
раневой инфекции Вы знаете? Назовите мероприятия по их профилактике.
9.
Назовите
известные вам дезенфицирующие растворы и наиболее
распространенные антисептические средства?
10.
Какие
способы введения лекарственных средств Вам известны?
11.
Какие
способы инъекций Вы знаете? Назовите их особенности (длина и диаметр игл,
размеры шприцов, количество вводимой жидкости).
12.
Какие
осложнения бывают при инъекциях и мероприятия по их профилактике?
13.
Что такое
капельное введение лекарств? Особенности этого метода?
14. В чем преимущество катетеризации сосудов?
15.
Назовите преимущества
и недостатки одноразовых шприцов?
16.
Расскажите о
строении сердца. Как называют сосуды идущие к сердцу? от сердца?
17.
Что такое
капилляр, венула, артериола?
18.
Какие Вы
знаете круги кровообращения? Где они начинаются и заканчиваются?
19.
Назовите
факторы, обеспечивающие движение крови по сосудам?
20.
Что такое
пульс? Какие параметры его характеризуют? Какие Вы знаете нарушения пульса?
21.
Почему
сердце сокращается? Какие звуковые явления сопровождают деятельность сердца?
Где их можно выслушать?
22.
Что такое
артериальное давление? Какие Вы знаете способы его измерения?
23.
Что такое систолическое,
диастолическое и пульсовое давление?
24.
Какие
факторы влияют на величину артериального давления?
25.
Какое
артериальное давление считают нормальным?
26.
Какие
известны нарушения артериального давления?
27.
Что такое
кровотечение? Назовите их виды.
28.
В чем особенности
медицинской помощи при каждом из них?
29.
Сколько
крови надо потерять, чтобы погибнуть?
30.
Укажите
точки пальцевого прижатия сосудов.
31.
Назовите
правила наложения жгута.
32.
Что такое
закрутка? Техника применения.
33.
Как
выполнить максимальное сгибание конечности для остановки кровотечения?
34.
Чем можно
помочь при внутреннем кровотечении? Его симптомы?
35.
Назовите
возможные закрытые повреждения тела, их
симптомы и первую медицинскую помощь при каждом из них.
36.
Что такое
рана? Назовите виды ран.
37.
Что такое
раневая инфекция? Назовите ее возможные исходы.
38.
Перечислите
последовательность мероприятий медицинской помощи при ранении.
39.
Что такое
осложненная рана?
40.
Что такое
стерильная повязка?
41.
Назовите мероприятия асептики и антисептики при
оказании медицинской помощи раненым.
42.
Что такое
десмургия?
43.
Назовите
виды основных бинтовых повязок.
44.
В чем их
особенности при наложении на различные части тела?
45.
Назовите
правила пользования индивидуальным перевязочным пакетом (ИПП)
46.
Какие Вы
знаете виды косыночных повязок?
47.
Какие Вы
знаете виды пращевидных повязок?
48.
Виды ожогов,
их степени.
49.
От чего
зависит тяжесть состояния ожогового больного ?
50.
Как
определить площадь поражения?
51.
Осложнения
ожогов, понятие об ожоговой
болезни.
52.
Первая
помощь при ожогах.
53.
Что такое
перелом кости?
54.
Назовите
виды переломов.
55.
Какие Вы
знаете особенности возрастных переломов?
56.
Возможные
осложнения переломов
57.
Назовите
места наиболее типичных переломов, симптомы и особенности медицинской помощи
при каждом из них.
58.
Механизм
переломов.
59.
Что
такое шина Дитерихса? Крамера?
Подручные средства?
60.
Чем
отличается транспортная иммобилизация от лечебной?
61.
Особенности
иммобилизации позвоночника, конечностей, грудной клетки, таза, головы.
62.
Назовите
образования, относящиеся к центральной нервной системе.
63.
Назовите
образования, относящиеся к периферической нервной системе
64.
Назовите
нарушения в деятельности центральной нервной системы.
65.
Назовите
приемы, позволяющие определить нарушение функций зрительного и слухового
анализаторов.
66.
Какие вы
знаете нарушения функций периферической нервной системы?
67.
Какие Вы
знаете терминальные состояния? их признаки?
68.
Назовите
ранние признаки смерти.
69.
Назовите
этапы сердечно-легочной реанимации и их особенности.
70.
Причины,
создающие препятствия дыханию. Помощь при этом. Способы удаления инородного тела из дыхательных путей.
71.
Причины,
вызывающие гипоксию, и меры борьбы с ней.
72.
Как изменить
позу пострадавшему и снять с него одежду.
73.
Какая
информация о пострадавшем потребуется медикам
74.
Назовите
наиболее типичные ошибки реаниматоров.
75.
Как оценить
эффективность реанимационных мероприятий? Как долго продолжают реанимацию?
76.
Назовите
поздние признаки смерти.
77.
Когда и как
можно брать органы для трансплантации.
78.
Электротравма,
особенности реанимации.
79.
Утопление,
особенности реанимации.
80.
Укусы
ядовитых животных, первая помощь.
81.
Отравления,
первая помощь.
Коллоквиум №2
1.
Дать понятие
о радиоактивности, единицы ее измерения.
2.
Что такое
радионуклид, основные радионуклиды, образующиеся в результате ядерного взрыва.
Их атомная масса, период полураспада.
3.
Дать
характеристики альфа, бета, гамма лучей
по ионизирующей активности и проникающей способности.
4.
Назвать материалы экранирующие от ионизирующей радиации. Что такое
толщина слоя половинного ослабления?
5.
Радиационный
фон и его компоненты. Последствия превышения естественного радиоактивного фона.
6.
Дать
определение и назвать единицы измерения доз: поглощенной, эквивалентной,
коллективной, экспозиционной.
7.
Механизм
действия ионизирующего излучения на организм человека.
Понятие о критическом органе.
8.
Эффекты
воздействия радиации на человека: смерть, ОЛБ, мутации половых и соматических
клеток.
9.
Что такое
общее, внешние и локальные облучения; внутренние облучение.
10.
Понятие
допустимых доз облучения и изменение работоспособности при них.
11.
Первая
медицинская помощь при облучении. Профилактика последствий облучения.
12.
Понятие об
оружии массового поражения:
13.
а) ядерное и
термоядерное;
14.
б)
химическое;
15.
в)
биологическое.
16.
Биологическое
оружие: Понятие об особо опасных инфекциях, характеристики очага бактериального
заражения. Понятие о карантине, обсервации, эпидемии, пандемии. Способы защиты.
17.
Способы
индикации и регистрации ионизирующих излучений.
18.
Устройство
счетчика Гейгера и принципы работы современных дозиметрических приборов.
19.
Устройство и
порядок работы рентгенометра-радиометра ДП-5В, ДП-3Б, индивидуальных дозиметров
ДП-22В, ДП-24, ИД-1 и бытовых дозиметров- РКСБ - 104,
“Белла”.
20.
Очаг и зоны
радиационного заражения, безопасные уровни
загрязнения радионуклидами.
21.
Аварии на радиационно-опасных обьектах.
22.
Методы
проведения радиационной разведки на местности.
23.
Назвать
опасные уровни загрязнения радионуклеидами.
24.
Ядерное,
термическое и нейтронное оружие. Характеристики его и поражающих факторов:
ударная волна, световое излучение, электромагнитный импульс, проникающая
радиация и радиактивное загрязнение местности.
25.
Понятие о
химических средствах поражения (БОВ), их физиологическая классификация, пути
проникновения в организм и механизм действия. Средства доставки.
26.
Физико-химические
свойства БОВ.
27.
Очаг и зоны
химического поражения и влияние на них метеорологических факторов.
28.
Стойкость
отравляющих веществ.
29.
Средства и
методы проведения химической разведки, её задачи. Стационарные посты
визуального наблюдения.
30.
Назначение,
устройство и порядок работы с ВПХР. Особенности работы с пробами воздуха и грунта.ОВ, которые он идентифицирует,
их опасные концентрации.
31.
Правила
поведения и действия населения в очаге химического поражения.
32.
медицинские
средства защита от ФОВ.
33.
Индикация
АХОВ на предприятиях.
34.
АХОВ актуальные для ярославцев. Сильно-действующие
ядовитые вещества.
35.
Понятие о токсинах и фитотоксикантах.
Значение их в мирное и военное время.
36.
ВПХР и его
возможности ( индикация, определение. концентрация).
37.
Индивидуальное
газовое оружие самообороны.
38. Защита и классификация её средств: инженерные, химические, медицинские, тактические, индивидуальные.
39.
Эвакуация и
рассредоточение.
40.
Простейшие
средства защиты на местности.
41.
Коллективные
инженерные средства защиты: бомбоубежища, противорадиационные,
противохимические и противобактериальные укрытия.
42.
Табельные
индивидуальные средства защиты органов дыхания: противогазы и респираторы.
Принципы работы, правила подбора и работы. защитная мощность противогаза.
43.
Табельные
индивидуальные средства защиты кожи – ОЗК Правила его одевания. КДЗ.
44.
Нетабельные средства
защиты органов дыхания и кожи.
45.
Медицинские
средства защиты. Индивидуальная аптечка АИ-2.
46.
ИПП-8, ДПС-1
и способы их применения.
47.
Санитарная
обработка (полная и неполная):дегазация, дезактивация,
дезинфекция, дезинсекция. Требования к площадке для санобработки.
48.
Защита
продуктов, воды, жилья и материальных ценностей при ЧС.
Темы рефератов.
1. Алгоритм
первой помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях. Ж. ОБЖ, № 5, 2006.- с.
38-43.
2. Аллергические
реакции, первая помощь. ММЭ (Малая мед. энциклопедия), 1991, т 1, с. 66.
3. Безопасность
потребления спиртных напитков. Громов В.И. Энциклопедия безопасности.-М.: Мысль, 1998.-208 с.
4. Газовое оружие самообороны, пистолеты, револьверы, “УДАР”).
Ж. ОБЖ, № 7, 2005.- с.39.
5. Гастриты:
виды, причины, профилактика. КМЭ, (Краткая мед. энциклопедия), 1990, т.1, с. 257-260.
6. Гельминтозы:
причины, проявления, профилактика. КМЭ, 1990, т. 1, с. 262-263.
7. Гепатиты
вирусные: причины, проявления, профилактика. КМЭ, 1990, т. 1, с. 276-278.
8. Гиповитаминозы В, С, Д, причины, профилактика. КМЭ, 1990, т.1, с. 211-218.
9. Глобальные
угрозы человечеству. Ж. ОБЖ , № 9, 2006.- с. 2-7
10. Дизентерия:
причины, проявление, профилактика. КМЭ, 1990, т.1, с.411-413.
11. Жевательная
резинка. Ж. ОБЖ, № 10, 2005. -с. 22-24.
12. Клещевой
энцефалит и его профилактика. КМЭ, т2, с.303-305.
13. Комплексная
безопасность. Ж. ОБЖ, №10, 2005.- с. 2-7.
14. Контрацепция.
КМЭ, 1990, т.3, с. 16-17.
15. Медицинские
аспекты астрологии. Елисеев И. М.
Астрология, первые шаги. Л,1990, 64с.
16. Механизм
влияния радиоактивных веществ на организм человека. Л.А. Ильина, В.А. Филова. Вредные
химические вещества. - Ленинград, Химия, 1990.-330 с.
17. Наркомания.
Ж. ОБЖ ,№ 9, 2005. -с. 33-39.
18. Нарушение
осанки: виды, проявление, профилактика. КМЭ, 1990, т. 1,с.573-574;т.3, с.84-85.
19. Опасная
гипотермия. Ж. ОБЖ, № 10, 2005.- с. 27-29.
20. Оспа.
Проявление. Профилактика. ОБЖ, №1, 2003.- с.42-44.
21. Основы
национальной безопасности. Ж. ОБЖ, №11, 2005.- с. 5-10.
22. Педикулез,
проявление, профилактика. КМЭ, 1990, т. 2, с.384-385.
23. Побочные
действия лекарственных средств. КМЭ, т.2,с.457-458.
24. Поведение в
толпе. Ж. ОБЖ, № 9, 2006.- с. 18-19.
25. Половое
воспитание в семье в подростковом
периоде. БСЭ (Большая советская энциклопедия),1975, т. 20, с.240-241. Кобылецкая. В.
и др. О мальчиках и девочках.- М,
1991.-210 с. Спок Б.
Ребенок и уход за ним.- М., 1991.-357 с.
26. Принципы
организации целенаправленной деятельности.
В.Е. Середняков. Физиология труда: уч.
пособие.- Ярославль, ЯрГУ, 1992.-48 с.
27. ПЭВМ – как
источник вредных факторов. Ж.ОБЖ, №6, 2000.-с.51-55.
28. Риск при
рентгеновских исследованиях в медицине. КМЭ, т.2, с.596-600.
29. Сальмонеллез,
проявление профилактика. КМЭ, 1990, т.3, с.28-29.
30. Сахарный
диабет, причины, осложнения и первая помощь, при них. КМЭ, 1990, т. 1, с. 403.
31. Секьюритология. Ж. ОБЖ,
№ 4, 2006. -с 15-19.
32. Сибирская
язва: проявление, профилактика. ОБЖ, №2, с.23-26.
33. Сотрясение
головного мозга, первая помощь, профилактика. КМЭ, 1990, т.3,с.356-358.
34. Способы
выживания человека в экстремальных ситуациях. А.В. Гостюшин,
С.И. Шубина. Азбука выживания. М.:Знание,1995.-156
с.
35. Статистика
чрезвычайных ситуаций в РФ. Ж. ОБЖ, № 5, 2006 .-с. 2-6.
36. Суд над
сигаретой. Ж. ОБЖ, № 2, 2006.- с. 16-26; Ж. ОБЖ, №11, 2005.- с. 16-21.
37. Туберкулез
проявление, профилактика. КМЭ, 1990, т.3, с.252-261.
38. Фитотерапия при простуде в травмах. КМЭ, 1990, т.2, с.
53-56.
39. Холера: проявление,
профилактика. ОБЖ, №2, с.23-26.
40. Целительный
йод. Платонова И.Э. –М.:Респекс, 2000. -49 с.
41. Чума: проявление,
профилактика. ОБЖ, №2, с.23-26.
42. Эпилепсия,
проявления, профилактика. КМЭ, 1990, т. 3, с. 413-415.
43. Экология и
здоровье человека. Инженерная экология и медицина. Уч.
–М.:2002, 403 с.
44. Электромагнитное
поле и его влияние на здоровье человека. Григорьев В.И. Силы в природе.- М.:Наука, 1995.- 67 с. Ж. Радио, № 6, 7.-с.41. Ж. Сотовая
связь,№7,2000.-с.23.
45. Электромагнитная
опасность. Ж. ОБЖ, № 5, 2006.-с.18-20,№6, 2005.-с.15-19.
46. Эпилепсия,
проявления, профилактика. КМЭ 1900, т.2, с.53-56.
47. Ядовитые
грибы и первая помощь при отравлении ими. КМЭ, 1990, т1,
с.301.