Радиофизика и электроника

Летопись / Буквы

Блог, или буквы. Облака всё ещё доступны.

Великие режиссеры: Дэвид Линч

Из облаков: , ,

Эта статья начинает цикл «Великие режиссеры», который, надеюсь, будет интересен посетителям нашего сайта. Новые публикации будут появляться не чаще двух раз в месяц, дыбы у всех желающих было достаточно времени, чтобы ознакомиться с творчеством обсуждаемых людей и поделиться своими мнениями.

Попробуйте найти хоть долю гармонии в реальном мире. Логика, как и в жизни, не сможет помочь вам понять мои фильмы. (Дэвид Линч)

Кино Линча – это кино, которое можно принимать только на уровне интуиции. Или не принимать вовсе. Это кино настроения, ощущений, наших внутренних скрытых страхов. (Джереми Айронс, актер)

Факты из биографии

Дэвид Кит Линч родился 20 января 1946 года в маленьком американском городе Миссула (штат Монтана) в семье ученого, работавшего в министерстве сельского хозяйства США. С самого детства Дэвида тянуло к необычным вещам. Его интересовали трупы животных. Родители находили тушки мертвых животных, аккуратно спрятанных в коробочки. Он мог подолгу смотреть на них. Дэвид так же собирал композиции из дохлых мух, оторванных лапок и подобной гадости. Не считая необычных пристрастий, Дэвид рос примерным ребенком, хорошо учился и помогал родителям. Впоследствии повзрослевший Дэвид любил ходить в морг и наблюдать за расчлененными трупами и человеческими органами. Он подолгу смотрел на мертвых, увлекался фотографированием ампутированных конечностей и разлагающихся частей тела. Дэвид любил притчи и сказки о потустороннем мире и жизни мертвецов, в которые верит, как ребенок, и по сей день.

Из-за работы отца семья часто переезжала из штата в штат, и Дэвид сменил не одну школу. Намереваясь стать художником, в 1963 году он поступил в Коркоранскую школу искусств в Вашингтоне; на формирование его художественных взглядов заметный отпечаток наложило увлечение творчеством австрийского художника-экспрессиониста Оскара Кокошки. В начале 1966 года он перебрался в Филадельфию, где начал заниматься в Пенсильванской академии изящных искусств. К этому времени относятся его первые кинематографические опыты - в 1967 году Линч снимает одноминутный анимационный фильм "Шесть блюющих фигур" и на 16-миллиметровой пленке полуигровой, полуанимационный "Алфавит", вошедший в один из знаменитых альманахов авангардного кино.

Линч был дважды разведен и вновь женился. На первой жене Пегги Риви Линч был женат с 1967 по 1974 г. У них в 1968 г. родилась дочь - Дженнифер. Малышка страдала дефектом ног, и Дэвид мучительно переживал ее крики и уродство. Второй женой была Мэри Фиск. От бывшего мужа ей остался сын Остин. Его всегда вдохновляли романы с известными женщинами. Среди его любовниц были Изабелла Росселлини, Лора Дерн.

Устав от бесконечных романов, он женился на обычной женщине, совсем даже не красавице, Мери Суини. Она работала незаметным монтажером, и все-таки он не смог пройти мимо нее.
Мери забеременела и сразу переехала к мужу. Она родила сына Райли. Но надежды привить Дэвиду любовь к обычной жизни не увенчались успехом. Его продолжали интересовать мертвые и потусторонние миры…

Творчество

Особенности стиля и философии Дэвида Линча попытаюсь показать на примере фильмов «Шоссе в никуда» (1997) и «Малхолланд Драйв» (2001). Так же рекомендую к просмотру: «Человек - слон» (1980), «Синий бархат» (1986), «Простая история» (1999) и «Внутренняя империя» (2006).

Сразу хочу предупредить, что все эти фильмы нужно смотреть несколько раз. Более того, все эти фильмы хочется смотреть несколько раз…

Основная особенность всех творений Линча – это нарушенный хронометраж событий и постоянное присутствие двух реальностей: реальности обыденной жизни и реальности сна. Переходы столь плавны и гармоничны, что с первого просмотра практически незаметны. Особое внимание уделяется деталям, только по которым и можно определить эти переходы. Каждый фильм представляет собой как бы псевдослучайно разбросанные элементы пазла, который предстоит собрать зрителю. Но одной логики в этом нелегком занятии не хватит, надо подключать интуицию, наблюдательность и нестандартное мышление.

Этот фильм собирался из многих кусочков, он путешествовал по моим мозгам своей странной дорогой. Он начался как пилотный выпуск сериала, но потом изменился. Но он смог измениться только благодаря притоку новых идей. Однажды вечером я сел, и ко мне начали приходить эти идеи. Это было самым захватывающим моментом работы. Открытый финал вдруг превратился в завершённый, все точки над "i" оказались расставлены. В первоначальной версии многое висело в воздухе, от каждой сюжетной линии тянулись ниточки в бесконечность. Все, что мы сделали раньше, пришлось переосмысливать в совершенно ином ключе... (Дэвид Линч о фильме «Малхолланд Драйв»)

Если за кадрами обычных фильмов прослеживается прочная нить выдуманного сюжета, то в фильмах Линча нет ничего прочного и надежного, погружаясь в них нельзя чувствовать себя уверенно. Как только начинает казаться, что найдена суть, некий смысл, режиссер тот час же и без всякого предупреждения выбивает почву из под ног, снова погружая зрителя в непроглядный туман и состояние невесомости. Но разве это не есть наша жизнь? Разве мы можем уверенно что-то сказать о завтрашнем или даже вчерашнем дне?

Я полагаю, что актер должен располагать точной и необходимой информацией для того, чтобы играть свою роль. Именно таким образом все мы проживаем нашу жизнь, зная, более или менее, что мы собой представляем, но, не ведая, что произойдет. Мы не знаем всего, что можно знать о мире, но знаем роль, которую играем в нем, а в некоторых случаях - не знаем даже и этого. (Дэвид Линч)

Посмотрите на один и тот же берег реки весной и осенью, ночью и днём, в солнечную и дождливую погоду, при хорошем и плохом настроении, с разных позиций. Это одно и то же место или нет? Для сознания – да, для глаз – нет. Наконец, посмотрите на закат. Он каждый день разный, хотя это всегда просто закат. По этому же принципу строиться повествование и у Линча. Почти все его фильмы – это истории одного события с множеством действующих лиц и с разных точек зрения. В том числе, это и отражение реальности во сне, а как каждый, наверняка, знает из своего личного опыта – реальность во сне может быть очень сильно искажена. Зачастую сон значительно интереснее и ярче реальности. Зачастую нельзя отличить реальность от сна…

Больше всего на свете я боюсь того, что моя жизнь окажется чьим-то сном (Дэвид Линч)

Женщина – загадка… В сплетенном из иллюзий и тайн мире Линча – особенная. Обратите внимание, на то каким образом подчеркивается эта загадочность оператором. Так же несложно заметить схожесть образов детективов. Они как будто просто переходят из одного фильма в другой. То же можно сказать и о «криминальных авторитетах». С одной стороны – это некая пародия Линча на фильмы Тарантино, с другой – его личное отношение к этим персонажам. Любовные сцены всегда отличались у Линча особой пронзительностью и достоверностью, но всегда, за исключение «Малхолланд Драйв», ассоциировались с чем-то тёмным, дьявольским, инфернальным.

Большое внимание следует уделить звуковому оформлению, ведь, как известно, главным образом звук определяет эмоциональный мир фильма. Неизменным уже на протяжении многих лет композитором Линча является Анджело Бадаламенти, музыка которого заставляет держать зрителя весь фильм в напряжении и состоянии необьяснимого страха. Сам Линч тоже активно принимает участие в создании звукового сопровождения и спецэффектов, так же часто сам занимается и операторской работой.

Фильмы Линча – это зеркало, в котором вместо отражения есть шанс увидеть самого себя. Да, именно так. При первых просмотрах видны только общие контуры чего-то, потом подключается голова, затем сердце, потом смотришь ещё раз и... картина проясняется. Момент такого прояснения можно смело уподобить восточному Просветлению: долго ломаешь голову, а потом раз и всё становится на свои места. И мир кажется вполне уютным местом для жизни. И смерти…

Увлекательного просмотра!

10 подсказок Линча к "Малхолланд Драйв"
10 подсказок к "Шоссе в никуда" (скоро будут, сам пытаюсь составить...)

reliable essay services

5 коммент.

  • Eunix @ Oct 26, 2007, 05:09

    Спасибо за статью! Продолжай этот цикл статей! Я из Дэвида Линча смотрел только два фильма -- «Простая история» и «Шоссе в никуда». И правда, его фильмы по началу кажутся нелогичными странными -- чего стоят только впечатления людей, посмотревших его работы. «Шоссе в никуда» мне вообще показался каким-то набором несвязанных мыслей больного человека, но присмотревшись внимательнее, я понял, что это одна и та же история, рассказанная с разных точек зрения. А музыка у него и правда специально делает соответствующее настроение. В «Шоссе в никуда» вроде впервые, как появилась группа Rammstein -- её звуки придали особый колорит ;-)

    Любовные сцены всегда отличались у Линча особой пронзительностью и достоверностью, но всегда, за исключение «Малхолланд Драйв», ассоциировались с чем-то тёмным, дьявольским, инфернальным.
    Да... в «Шоссе в никуда» много этих сцен и они какие-то совсем тёмные...

  • Elina @ Oct 26, 2007, 19:19

    Я так же соглашусь с Eunix, т.к. тоже смотрела эти два фильма. "Простая история" -- это очень светлый и трогательный фильм, затронул за живое!!! *CRAY* Наблюдая за главным героем , вместе с ним переживаешь его душевную травму и трагедию.... Фильмы Линча , с одной стороны, кому-то могут показаться странными и непонятными , а порой и жестокими и тяжелыми... Но всё же это очень талантливый режиссер со своим "видением", который создает необычный и интересные фильмы!

  • fetisha @ Oct 26, 2007, 21:12

    Притащили бы чтоль на болваночке посмотреть))

  • armandy @ Oct 27, 2007, 18:27

    Приносите болваночки (1 или 2 DVD) - запишу. У меня есть все фильмы кроме "Простой истории", я её по тв смотрел. Очень понравилась, кстати. Это действительно очень трогательный и светлый фильм, Elina права. Почему он так отличается от остальных фильмов Линча? Обратите внимание на сценаристов: Джон Роач, Мэри Суини (жена Линча) Из остальных мне лично больше всего понравился "Малхолланд Драйв". Сильнее всех поразил последний фильм - "Внутренняя империя" (даже модное слово "жесть" не может передать всех впечатлений от просмотра)

  • Ahtener @ Nov 7, 2007, 00:26

    а как насчет "Дюны" Линча?!! разве никто не смотрел???!!!! не верю *COOL*

Hosted on GitHub Записи в RSS